Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера

Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера

 

В части 1 пособия кратко изложены сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нерв­ной деятельности, с другими психологическими свойствами лично­сти, методики практического определения типов темперамента, уров­ней экстравертированности (экстраверсии — интроверсии) и эмоцио­нальной устойчивости.

Психологами установлено, что в темпераменте, его характероло­гических чертах отражаются такие психологические свойства лично­сти, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжела­тельное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реали­стическая настроенность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности и др. Знание сущности тем­перамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, моти­вации и направленности личности и др.), важны не только педагогу, школьному и практическому психологу. Они просто необходимы и для руководителя предприятия (фирмы), менеджера в социальной сфере. Это будет способствовать формированию у него высокой пси­хологической культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологиче­ские качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих под­чиненных.

В предисловии к книге-хрестоматии «Психология и психоанализ характера» ее составитель Д. Я. Райгородский пишет о том, что с «проблемой характера» отечественной психологии не повезло. Зна­чительные работы отечественных ученых (Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмо- лова, Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова, С. Л. Рубин­штейна и др.), посвященные проблематике характера, не снимают с повестки дня необходимость более глубокого исследования харак­терологических особенностей личности, национального характера, проблем типологии личности. Актуальной является и разработка пси­ходиагностических методик по определению черт характера и их со­вершенствование.

Созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основ­ных общепсихологических теорий личности, согласно которой люди отличаются друг от друга по набору и степени выраженности у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа

сводится к необходимому и достаточному минимуму различных по­казателей для оценки личности, полученных в результате тестирова­ния, опроса и жизненных наблюдений. Прикладное значение этой проблемы проявляется в психотехнологии по определению черт и индивидуально-психологических особенностей личности. В части 2 книги решению этой проблемы отведено центральное место. Психо­диагностические методики представлены многофакторными лично­стными опросниками Р. Кэттелла различных модификаций, много­факторным личностным опросником FPI и др. Эти методики описаны таким образом, чтобы в наибольшей степени упростить их практиче­ское применение. Насколько это удалось — судить читателю, пользо­вателю психодиагностических методик.

Часть 3 книги посвящена характерологии — древнейшим учени­ям о характере (астрологии, хирогномии, хиромантии, именологии и др.)* Большинство из этих учений до недавнего времени отверга­лось официальной наукой. Однако жизнь постоянно корректирует наши взгляды и воззрения. В значительной части этих учений содер­жатся рациональные зерна и целые пласты, отражающие действи­тельное положение вещей в психологии характера человека. Таково учение о физиогномике, определяющее связи между внешним обли­ком человека и его психологическими характеристиками. Таково на­учное направление одной из областей хирологии — дерматоглифики, изучающей кожные рельефы ладонных и подошвенных поверхностей. Таково учение об иридопсиходиагностике, изучающее физиологиче­ские и психологические особенности человека, предрасположенность к заболеваниям организма по радужным оболочкам глаз.

В части 3 читатель может найти и некоторые вопросы из предыс­тории развития учений о характере. Пособие адресовано студентам гуманитарных вузов при изучении ими психологии характера и от­работке психодиагностических методик по психологии личности, а также всем, кто интересуется проблемами психологии характера и темперамента.

Темперамент и свойства высшей нервной деятельности

Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От ро­ждения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляют­ся в различной деятельности независимо от ее содержания и остают­ся сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темпера­мента. Слово «темперамент» — латинского происхождения (tempe- ramentum), означает «соразмерность», «соотношение частей». Родо­начальником учения о темпераменте принято считать древнегрече­ского врача Гиппократа (V-IV вв. до и. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь {sanguis — лат.), лим­фа (phlegma — греч.), желчь ( chole — греч.) и черная желчь ( chole — греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном — болен. Одна из жидкостей преоб­ладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолическийВ середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н. Н. Обо­зов [20, 12], уточнить и расширить представления об основных свой­ствах нервной системы. В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.

Темперамент — индивидуальные свойства психики, определяю­щие динамику психической деятельности человека, особенности по­ведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздей­ствия.

Характерными особенностями темперамента являются:

  • сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологи­ческих свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);
  • свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нерв­ной деятельности (ВНД).

Принято считать, что темперамент у людей формируется в про­цессе онтогенеза. У взрослого человека свойства темперамента в ос­новном стабильны, но могут изменяться в определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.

  1. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности

Темперамент является биологическим фундаментом нашей лич­ности, т. е. основан на свойствах нервной системы, связан со строе­нием тела человека (его конституцией), с обменом веществ в ор­ганизме. И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно- рефлекторной деятельности человека, — свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо под­даются изменению.

К основным свойствам нервной системы относятся:

  • сила нервной системы, т. е. сила процессов возбуждения и тормо­жения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;
  • подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;
  • уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного про­цесса.

Следует отметить, что нет деления типов высшей нервной дея­тельности на «хорошие» и «плохие», точно так же как и адекватных им типов темперамента. Каждый из типов ВНД и типов темперамен­та обладает определенными достоинствами, а некоторые из негатив­ных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами темперамента располагаются до 16 промежуточных форм как вариации основных типов.

Свойства темперамента, адекватные основным свойствам нерв­ной системы (силе процессов возбуждения и торможения, подвиж­ности нервных процессов, уравновешенности нервной системы), можно определить с помощью адаптированного варианта опросника Я. Стреляу.

Опросник темперамента Я. Стреляу

Опросник состоит из 134 вопросов, относящихся к различным свойствам темперамента. По результатам тестирования испытуемых выявляется количественная оценка силы процесса возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов индивидов, произво­дится расчет степени уравновешенности нервной системы.

Инструкция

Вам предлагается ответить на серию вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испы­тание ума или ваших способностей, поэтому в опроснике не может быть ответов хороших или плохих, ведь каждый темперамент обла­дает своими достоинствами. На вопросы следует отвечать поочеред­но, не возвращаясь к предыдущим ответам и не пропуская каждое очередное высказывание. На вопросы следует отвечать: «Да», «Нет», «Не знаю». Ответ «Не знаю — (?)» следует давать тогда, когда вы за­трудняетесь дать положительный (+) или отрицательный (-) ответ. Свои ответы можно записывать на отдельном листе или в специаль­но подготовленном бланке. К примеру, 1 (+), 2 (?), 3 (-) и т. д.

Вопросы

  1. Относите ли вы себя к людям, легко устанавливающим товари­щеские контакты?
  2. Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до мо­мента, пока не получите соответствующего указания?
  3. Достаточно ли вам непродолжительного отдыха для восстановле­ния сил после утомительной работы?
  4. Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях?
  5. Воздерживаетесь ли вы во время дискуссий от неделовых, эмо­циональных аргументов?
  6. Легко ли вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, каникул и т. д.)?
  7. Будучи увлеченным работой, забываете ли вы об усталости?
  8. Способны ли вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?
  9. Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
  10. Умеете ли вы хранить тайну, если вас об этом просят?
  11. Легко ли вам возвращаться к работе, которой вы не занимались несколько недель или месяцев?
  12. Можете ли вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонят­ное?
  13. Нравится ли вам работа, требующая умственного напряжения?
  14. Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость?
  15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?
  16. Можете ли вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?
  17. Ведете ли вы себя как обычно в кругу незнакомых вам людей?
  18. Трудно ли вам сдерживать злость или раздражение?
  19. В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты?
  20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
  21. Охотно ли вы беретесь за выполнение ответственных работ?
  22. Влияет ли обычное окружение, в котором вы находитесь, на ваше настроение?
  23. Способны ли вы переносить неудачи?
  24. В присутствии того, от кого вы зависите, говорите ли вы так же свободно, как обычно?
  25. Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в рас­порядке дня?
  26. Есть ли у вас на все готовый ответ?
  27. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение?
  28. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?
  29. Обладаете ли вы быстрой реакцией?
  30. Легко ли вы приспосабливаете свою походку или манеры к по­ходке или манерам людей более медлительных?
  31. Ложась спать, засыпаете ли вы быстро?
  32. Охотно ли вы выступаете на собраниях, семинарах?
  33. Легко ли вам испортить настроение?
  34. Легко ли вы отрываетесь от выполняемой работы?
  35. Воздерживаетесь ли вы от разговоров, если они мешают другим?
  36. Легко ли вас спровоцировать на что-либо?
  37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли вы сра­батываетесь с партнером?
  38. Всегда ли вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важ­ного дела?
  39. Если вы читаете какой-либо текст, то удается ли вам следить от начала до конца за ходом рассуждения автора?
  40. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиком?
  41. Можете ли вы сдерживаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему не приведет?
  42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
  43. В состоянии ли вы изменить уже принятое вами решение, учиты­вая мнения других?
  44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
  45. Можете ли вы работать ночью после того, как работали весь день?
  46. Быстро ли вы читаете беллетристическую литературу?
  47. Часто ли вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
  48. Сохраняете ли вы самообладание в ситуациях, которые того тре­буют?
  49. Просыпаетесь ли вы обычно быстро и без труда?
  50. В состоянии ли вы сдерживаться от моментальной, импульсив­ной реакции?
  51. Можете ли вы работать в шумной обстановке?
  52. Можете ли вы воздерживаться, когда необходимо, от того, чтобы сказать правду прямо в глаза?
  53. Успешно ли вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником и т. п.?
  54. Быстро ли вы привыкаете к новой среде?
  55. Нравятся ли вам частые перемены?
  56. Восстанавливаете ли вы полностью свои силы после ночного от­дыха, если накануне днем у вас была тяжелая работа?
  57. Избегаете ли вы занятий, выполнение которых требует разнооб­разных действий в течение короткого времени?
  58. Как правило, вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?
  59. Ожидаете ли вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинать говорить сами?
  60. Умея плавать, прыгнули бы вы в воду, чтобы спасти утопающего?
  61. Способны ли вы к напряженной учебе, работе?
  62. Можете ли вы воздержаться от неуместных замечаний?
  63. Придаете ли вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.?
  64. Легко ли вам переходить от одного занятия к другому?
  65. Взвешиваете ли вы все «за» и «против», перед тем как принять важное решение?
  66. Легко ли вы преодолеваете встречающиеся вам препятствия?
  67. Воздерживаетесь ли вы от рассмотрения чужих вещей, бумаг?
  68. Испытываете ли вы скуку, когда занимаетесь стереотипной дея­тельностью, которая всегда выполняется одинаково?
  69. Удается ли вам соблюдать запреты, обязательные в общественных местах?
  70. Воздерживаетесь ли вы во время разговора, выступления или от­вета на вопросы от лишних движений и жестикуляций?

    ДЛЯ ОТРИМАННЯ ПОВНОГО ТЕКСТУ КНИГИ - ОФОРМІТЬ ЗАЯВКУ