ВАП – юридичні та детективні послуги
Всеукраинская ассоциация полиграфологов
+38 044 578 19 00 +38 096 966 90 00 info@polygraph.ua все контакты
ПРЕЗИДЕНТ УКРАЇНИ

Без рубрики

Холодный Ю.И. Комплексная методика специального психофизиологического исследования с применением полиграфа


Холодный Ю.И.  Комплексная методика специального психофизиологического исследования с применением полиграфа

Специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа /далее — СПФИ или проверка на полиграфе/, предпринимаемое с целью получения от конкретного лица возможно известной ему, но утаиваемой информации (например, об участии в какой-либо противоправной деятельности или о каких-либо фактах биографии) — представляет собой частную форму опроса с применением безвредных для здоровья технических средств, предназначенных для контроля психофизиологических реакций человека, возникающих в ответ на предъявляемые ему специально подобранные, сформулированные и сгруппированные вопросы-стимулы.

Применение СПФИ федеральными органами безопасности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и регламентируется «Инструкцией…» (Указание N 6 от 12 февраля 1993 г.).

Настоящий документ формулирует основные научно-методичес­кие принципы СПФИ и является нормативным актом, регламентирующим порядок действий оператора полиграфа в ходе подготовки, проведения и принятия решения по результатам СПФИ опрашиваемого лица.

 

  1. Основные естественнонаучные принципы методические положения и понятия специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа

 

2.1. Прикладная задача — выявление у человека возможно утаиваемой им информации — решается двумя способами: психологическим и психофизиологическим.

2.2. Психофизиологический способ обнаружения у человека скрываемой информации основан на методическом принципе, который заключается в соединении скрытых процессов, протекающих в психике человека (находящегося в ситуации специально организованного наблюдения за ним), с быстротекущими (секунды) изменениями некоторых физиологических процессов, регистрируемых с помощью каких-либо вспомогательных средств.

2.3. В   данной   «Комплексной методике…» техническим средством, позволяющим реализовать психофизиологический способ обнаружения у человека скрываемой информации, является полиграф — многоцелевой медико-биологический прибор, предназначенный для одновременной регистрации нескольких физиологических процессов. При этом традиционно регистрируемыми психофизиологическими процессами являются дыхание, изменения электрического сопротивления кожи (так наз. кожно-гальванический рефлекс — КГР) и активность сердечно-сосудистой системы человека.  В ин­тересах СПФИ могут быть также использованы другие динамичные психофизиологические процессы, протекающие в человеческом организме.

2.4. Естественнонаучной базой СПФИ служит психофизиологический феномен, который заключается в том, что внешний стимул (заданный вопрос или предъявленный предмет), несущий человеку информацию о событии, запечатленном в его сознании, памяти, и являющийся значимым в ситуации проводимого наблюдения, устойчиво вызывает психофизиологическую реакцию, превышающую реакции на аналогичные стимулы, предъявляемые в тех же условиях, но не увязываемые с названным событием, т. е. не несущие ситуационно-значимой информации. Психофизиологический феномен, будучи неотъемлемым явлением нормальной человеческой психики, устойчиво наблюдается, помимо ситуации СПФИ, в процессе опера­торской деятельности (например, при выполнении задач по обна­ружению и классификации целей) или при неосознаваемом /субсенсорном/ восприятии человеком субъективно значимых для него стимулов.

  1. 5. Психофизиологические реакции, регистрируемые в ходе СПФИ, могут быть обусловлены не только психическими процесса­ми, связанными с сокрытием информации, но и другими психичес­кими проявлениями опрашиваемого. До настоящего времени не удалось установить специфичность психофизиологических реакций, т. е. не выявлены четкие признаки, однозначно указывающие на лживость (правдивость) ответов опрашиваемого или на природу психических процессов (например, испуг опрашиваемого, его удивление и т.п.), приведших к появлению этих реакций.

2.6. В ходе СПФИ лишенное специфичности увеличение психофизиологических реакций на тот или иной стимул (вопрос, пред­мет) является лишь свидетельством его (стимула) субъективной значимости для опрашиваемого человека в момент проводимой регucmpацuu. Научно-обоснованных и общепризнанных методов изме­рения «значимости» в настоящее время не существует. Поэтому отделение реакций, обусловленных сокрытием информации, от ре­акций иной природы сопряжено в ходе СПФИ (из-за отсутствия специфичности реагирования) со значительными трудностями.

2.7. Анализ взаимосвязи, роли и места памяти опрашиваемо­го, его эмоций и психологических установок в механизмах психо­физиологического феномена показывает, что процедура СПФИ явля­ет собой процесс целенаправленного тестирования памяти. При выяснении вопроса об информированности опрашиваемого о конк­ретном событии, в качестве значимых стимулов могут выступать различные признаки этого события. В случае испытания на полиг­рафе образы реальных событий могут быть намеренно актуализиро­ваны в памяти опрашиваемого лица и затем обнаружены посред­ством тестирования памяти совокупностью отобранных стимулов (ситуационно-значимых и нейтральных), предъявляемых под дейс­твием целенаправленной установки (задаваемой оператором полиг­рафа), и регистрации физиологических реакций, возникающих в ответ на эти стимулы.

2.8. Для контроля динамики развития психофизиологического феномена (п.2.4), а также в целях определения причинно-следс­твенной зависимости между содержанием вопросов (предъявляемых опрашиваемому лицу самостоятельно или в сочетании с какими-ли­бо предметами) и выраженностью возникающих при этом реакций, в СПФИ используют вопросники — наборы специальным образом подоб­ранных, сформулированных и сгруппированных вопросов (от 5-6 до нескольких десятков). Предъявляемые в ходе СПФИ наборы вопро­сов, предметов или фотографий, обладающие сходством по существенным (с позиции проводимой проверки на полиграфе) признака­ми,  исключающие наличие любых резких отличий и, в силу этого, относящиеся к возможно более узкой группе, называются однород­ными вопросами-стимулами.

  1. 9. Все вопросы, используемые в ходе СПФИ, делятся на проверочные вопросы и вспомогательные вопросы: при этом пос­ледние, в свою очередь, подразделяются на нейтральные и конт­рольные вопросы.

а) Проверочные вопросы (relevant question) нацелены не­посредственно на решение задачи СПФИ — выявление у опрашивае­мого лица возможно утаиваемой им информации о том или ином со­бытии (факте), представляющем специальный интерес.

б) Контрольные вопросы (control question), согласно их наименованию, предназначены для обеспечения контроля методи­ческой корректности процедуры СПФИ.

в) Нейтральные вопросы (neutral или irrelevant question) ориентированы на определение нормального (фонового) уровня психофизиологической активности организма опрашиваемого лица в ходе выполнения СПФИ.

Примечание: Здесь и далее в «Комплексной методике…» приведены английские наименования вопросов. методик и тестов, установившиеся в зарубежной методической литературе по испытаниям на полиграфе. Подробно о нейтральных, конт­рольных и проверочных вопросах изложено в пп.3.2-3. 4.

2.10. Различие между психофизиологическими реакциями на проверочные, контрольные и нейтральные вопросы является осно­ванием для определения ситуационной значимости каждого из этих вопросов и вынесения, тем самым, суждения о причастности опрашиваемого лица к тому или иному событию.  В частности, полага­ется, что непричастные к конкретному событию лица будут более обеспокоены содержанием контрольных вопросов, чем проверочных, и, следовательно — дадут на них более выраженные психофизиоло­гические реакции; у причастных к событию опрашиваемых лиц бо­лее выраженными будут реакции на проверочные вопросы.

2.11. С помощью СПФИ изучается та или иная версия, т.е. обоснованное предположение о наличии (либо отсутствии) в жизни опрашиваемого лица конкретного устанавливаемого события, пред­ставляющего специальный интерес для органа /службы, подразде­ления/. инициировавшего применение полиграфа. В ходе СПФИ оце­ниваются как минимум две версии — обвинительная и оправдатель­ная (например, «связан — не связан» опрашиваемый с какими-либо лицами или организациями, «информирован — не информирован» о каких-либо событиях, фактах и т.д.).

2.12. Устанавливаемое событие, причастность опрашиваемого лица к которому предстоит подтвердить или опровергнуть в ре­зультате СПФИ, может быть либо однозначно свершившемся (напри­мер, достоверно известно, что произошло хищение оружия, или произошла утечка секретной информации и т.п.), либо предполагаемым с различной степенью вероятности (например, возможное вступление конкретного лица в контакт с преступными организа­циями, либо возможное участие в контрабандных операциях).

2.13. Устанавливаемое событие характеризуется рядом приз­наков. Если достоверно определены сам факт события и ряд его элементов (т.е. обстоятельства времени, места и проч.), то та­кие элементы в данной методике именуются частными признаками устанавливаемого события. В противном случае, если существование события только предполагается, оно может характеризоваться только общими признаками, т.е. наиболее типичными, известными из анализа родственных событий определенного класса.

Например, правоохранительные органы осуществляют розыск похитителя крупной суммы денег.  При этом из­вестно, что: а) деньги были упакованы в шесть пачек, 6) деньги, были в купюрах по 5000 рублей, в) все деньги были завернуты в газету и г) уложены в белый непрозрачный цело-фановый пакет. Правоохранительные органы в качестве возможного похитителя указанных денег выделили некто «S» и выдвигают версию — «деньги похитил «S»».

Для определения причастности «S» к этому хищению проводится СПФИ, в ходе которого исследуются две версии; обвини­тельная — «деньги похитил «S»» и оправдательная —  «S» не имеет отношения к исчезнувшим деньгам». В этом случае уста­навливаемое событие — «разыскиваемые деньги взял «S»» — ха­рактеризуется рядом частных признаков (а)-(г).

2.14. Возможность получения в результате СПФИ информации, от опрашиваемого лица об устанавливаемом событии определяется тем, что вероятность выделения по психофизиологическим реакци­ям данного лица психически значимых для него признаков события (в случае его причастности к паховому или информированности о нем) достоверно превышает вероятность их (признаков) выделения в результате случайного угадывания.

 

3.Вопросы, используемые в СПФИ

 

Формулирование вопросов является исключительно важным этапом подготовки к процедуре исследования.

Вне зависимости от тех или иных методических целей, в ко­торых они применяются, вопросы должны быть хорошо понятны опрашиваемому лицу и удовлетворять конкретным установившимся требованиям.

 

3.1. Требования к вопросам, используемым в ходе СПФИ

 

3.1.1. Вопросы должны предусматривать только односложные — «Да» или «Нет» — ответы. Недопустимо использовать вопросы, начинающиеся с «Почему…?», «Где…?», «Когда…?», «Как…?» и требующие развернутых ответов.

3.1.2. Вопросы должны формулироваться настолько просто, насколько это возможно.

3.1.3. Содержание вопроса должно исключать двойственность.

Не допускается использовать вопросы, касающиеся одновременно двух и более действий.

Например, «Вы украли деньги из кабинета и затем спрятали их у себя?» или «Вы вскрыли сейф или вынесли деньги из кабинета?». Очевидно, что двойственность объединяет два различных акта (события), на один из которых может быть дан правдивый ответ «да», а на второй — правдивое «нет».

3.1.4. Содержание вопроса должно иметь единственное значение.

Должно использоваться полное имя конкретного лица или конкретные признаки предмета с тем, чтобы исключить неоднозначность толкования в противном случае данное лицо (предмет) теряют свою уникальность и могут быть неправильно истолкованы опрашиваемым в ходе СПФИ.

3.1.5.  Следует избегать длинных вопросов. Длинный вопрос может оказаться громоздким и малопонятным для опрашиваемого, что снижает либо искажает его (вопроса) стимулирующее воздействие в ходе СПФИ.

Если длинный вопрос неизбежен, чтобы ясно и полно передать необходимый смысл, следует прочесть и объяснить опра­шиваемому его значение до начала теста, а также уведомить, что в ходе самого СМИ будет использован укороченный вари­ант этого вопроса, но его смысл остается тем же.

Например, если полный вопрос — «Это Вы взяли деньги из кабинета № 612 филиала банка «XXX» в четверг ве­чером?», — то, после соответствующего обсуждения опраши­ваемого уведомляют, что в тесте равноценным ему вопросом будет » Это Вы взяли деньги из кабинета?»

3.1.6. В вопросах следует употреблять слова с «мягким», нейтральным эффектом, избегая слов «убийство», «изнасилова­ние», «хищение» и им подобные.

Эти слова могут оказаться недостаточно точны в передаче смысла.

Например, вместо слова «убийство» предпочти­тельнее использовать «выстрел» или «удар» (ножом и т.п.), а вместо «убивать» — слова «лишить жизни», «выстрелить», «ударить (ножом)». Аналогично, вместо «изнасиловать» целе­сообразно применить «принудить к сексуальным отношениям» или «насильно совершить сексуальный акт», или взамен слова «красть» предпочтительнее использовать «взять».  Фактичес­ки, в большинстве ситуаций, описательное представление со­бытий более эффективно, чем слово, которое определяет само преступление.

3.1.7. Формулирование вопросов всегда обязано учитывать культурный уровень опрашиваемого лица: вопрос должен состоять из слов лексикона опрашиваемого.

Если опрашиваемый имеет низкий культурный уровень, знает и использует только слова и выражения, делящиеся жаргоном или грубыми эквивалентами общепринятых понятий, то такие слова, при необходимости.  должны быть использованы в воп­росах, предъявляемых в ходе СПФИ.

3.1.8. Вопросы должны быть ориентированы на фактическую информацию и не должны базироваться на чьем-либо субъективном толковании.

Вопросы, основанные на субъективном толковании, не должны рассматриваться при оценке ложности или правдивости опра­шиваемого лица.

Например: неправильно   задавать опрашиваемому вопрос — «Вы пили 10 марта?», — так как в этом случае от него требуется его личная интерпретация факта, который был на садом деле, а это может далеко отличаться от того, что интересовало оператора, использовавшего слово «пить».  В целом, вo избежание аналогичных неоднозначностей, не следует использовать в вопросах такие понятия как «любовь», «желания» или «намерения».

3.1.9. Как правило, некорректно вносить в вопрос дату со­бытия, значительно удаленного в прошлое от момента проведения СПФИ.

Например: при расследовании хищения денег не­корректно ставить вопрос — «До 20 декабря, Вы знали, что Петр Петров присвоил взятые деньги?» — так как опрашиваемому может быть трудно разделить в своём сознании, что он знал до этой даты, а что — после 20 декабря. Даже если опрашиваемый не знал об этом факте до 20 декабря, реакция может быть, тем не менее, зафиксирована из-за его знания об этом факте в момент проведения СПФИ, а это, в свою оче­редь, может быть истолковано ошибочно как свидетельство ложного ответа.

3.1.10. Нельзя нагружать вопрос деталями события, если выясняется сам факт события.

Например; при расследовании убийства некоррект­но формулировать вопрос — «Вы убили Иванова 3 января между 22.00 и 24.00?» — или — «Вы убили Иванова тупым предметом?»- поскольку эти вопросы уже как бы констатируют, что опрашиваемый убил Иванова, и единственное, что следует установить, — это арена действия и предмет, которым оно было совершено.

  1. 1. 11. Вопросы должны быть самостоятельными и, передавая свой смысл и значение, не должны зависеть от других вопросов.

Например: если опрашиваемому задан вопрос — «Вы давали Сидорову 3 миллиона рублей?»,- то спрашивать после этого — «Эта сумма была менее 3 миллионов рублей ?» — некорректно.

3.1.12. Не следует использовать вопросы, касающиеся семейного положения опрашиваемого лица, его национальности, вероисповедания, политических взглядов или возраста.

3.1.13. Не следует использовать вопросы, касающиеся выражения личного мнения опрашиваемого лица:

Например: — Вы хорошо играете в карты?

— Мы живём в демократическом обществе?

или выражающие недоверие к нему:

Например: Согласитесь, что это Вы взяли исчезнувшие деньги?

 

3.2. Нейтральные вопросы

 

3.2.1. Нейтральные вопросы — это вопросы, которые должны быть ориентированы только на совершенно однозначно установлен­ные факты (заведомо известные оператору полиграфа),  должны «вписываться» в контекст проводимого исследования, не обладать субъективной значимостью для опрашиваемого в ситуации СПФИ, не вызывать у него удивление и не касаться устанавливаемого собы­тия.

Например; — «Вас зовут Пётр Петрович?

— «Вам более 25 лет?»

— «Вы когда-нибудь учились в школе?»

— «Вы выросли на Урале?»

— «Высшее образование Вы получили в МГУ?

3.2.2. целевое предназначение нейтральных вопросов опре­деляется тем, что с их помощью можно:

а) сравнить и оценить реакции опрашиваемого лица на прове­рочные и контрольные вопросы;

б) сгладить внезапные реакции, вызванные шумом извне, услы­шанным опрашиваемым лицом:

в) разграничить реакции на проверочные или контрольные воп­росы и, тем самым, снизить уровень напряжения или волнения оп­рашиваемого лица;

г) выявить затяжной тип реагирования на проверочный или контрольный вопрос (в связи с пролонгированием нормального мыслительного процесса, либо — с повышенной сконцентрированностью на предыдущем ответе);

д) обнаружить «реакцию облегчения» после проверочных вопро­сов;

е) акцентировать   ложный   ответ   на проверочный вопрос отсутствием или задержкой ответа на последующий нейтральный вопрос;

ж) спровоцировать опрашиваемое лицо авантюрного склада на воспроизведение искусственных реакций с целью обмана оператора полиграфа;

з) «погасить» так наз. ориентировочную реакцию опрашиваемого лица, возникающую в начале каждого предъявления вопросника.

3.2.3. Вопросы, используемые в случаях по пп.  б) и з), называются «жертвенными» нейтральными вопросами, и возникающие на них реакции в последующем анализе материалов СПФИ не учиты­ваются.

 

3.3. Контрольные вопросы

 

3 3.1. Контрольные вопросы — это вопросы относительно ка­ких-либо актов правонарушения или действий, на которые опраши­ваемый будет давать ложные ответы, либо на которые трудно от­ветить правдиво; Обязательное требование к контрольным вопро­сам — они должны обладать высокой субъективной значимостью для опрашиваемого в ситуации проводимого СПФИ.

3.32. Целевое предназначение контрольных вопросов опре­деляется (согласно п.2.9.б)) тем, что с их помощью можно:

а) вызвать повышенные психофизиологические реакции для пос­ледующей их сравнительной оценки с реакциями на проверочные вопросы;

б) определить совокупность достоверных изменений (так наз симптомокомплекс) психофизиологических реакций на заведомо си­туационно-значимые стимулы (вопрос, предмет), скрываемые от оператора полиграфа.

3.3.3. Как правило, контрольный вопрос должен быть ориен­тирован на тот же акт правонарушения или то же действие, кото­рое повлекло необходимость проведения СПФИ.

Важно, чтобы существовала связь между контрольными воп­росами и темой проверочных вопросов. Ни при каких условиях при проверочных вопросах по одному правонарушению (напри­мер, кража или убийство) не должны использоваться конт­рольные вопросы по другому правонарушению (например, по сексуальным).

3.3.4. В тех случаях, когда допустимо две и более цели (или мотива) преступления, контрольные вопросы формулируются по каждому из правонарушений.

Необходимо помнить, что использование контрольных вопросов по сексуальной тематике в ходе расследования иных правона­рушений (например, краж, поджогов, убийств и т.п.) может вызывать сильные психофизиологические реакции по сравнению с проверочными вопросами по расследуемой тематике, которые могут привести оператора полиграфа к ошибочному выводу.

3.3.5. Контрольные вопросы должны быть широки, насколько это оказывается возможным в каждом конкретном случае.

При формулировании контрольных вопросов следует использовать слова:

— «когда-либо» /расширение по времени/,

— «что-нибудь» /расширение по возможным объектам/,

— «кто-нибудь» /расширение по возможным субъектам/.

Например: Вы что-нибудь крали в юности?

— Вы когда-нибудь крали что-либо?

— Вы когда-либо обманывали кого-нибудь?

3.3.6. В отдельных случаях в методических целях допуска­ется использовать контрольные вопросы по тематике, отличной от той, по которой проводится данная проверка на полиграфе (под­робное объяснение дано в пп.4.5.6 и 4.5.7).


Для получения полного текста данной книги направьте заявку на почту Всеукраинской ассоциации полиграфологов:  info@polygraph.ua




ААКТУАЛЬНО

ПРЕИМУЩЕСТВА ВАП

Став членом Всеукраинской ассоциации полиграфологов, Вы откроете для себя новые возможности и перспективы


ОБУЧЕНИЕ ПОЛИГРАФОЛОГОВ

Только мы готовим полиграфологов на базе Национального университета. Наши ученики получают документ об образовании государственного образца


ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ПОЛИГРАФОЛОГОВ

По инициативе ВАП был создан Единый реестр полиграфологов Украины. На данный момент в Реестре более 100 полиграфологов.


ВАП ИМЕЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В КАЖДОМ РЕГИОНЕ УКРАИНЫ

На данный момент ВАП имеет 22 Представительства во всех областных центрах. Мы оперативно обслуживаем корпорации с сетью филиалов и подразделений.


РУБИКОН – ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ ПОЛИГРАФ

Полиграф «Рубикон» имеет 7 регистрационных каналов, 5 лет гарантии, сверхкачественные датчики и сеть сервисных центров по Украине.




ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

Полиграфологи ВАП всегда готовы организовать профессиональные исследования любой сложности с высочайшей достоверностью