Публикация члена ВАП Лысенка С.А. в журнале Американской ассоциации полиграфологов

Уважаемые, коллеги!

Рады сообщить, что член ВАП, кандидат юридических наук, проректор МАУПЛысенко С.А. опубликовал свою первую научную статью в журнале Американской ассоциации полиграфологов (APA). Мы гордимся результатами наших членов, которые развивают международное сотрудничество. Верим, что Сергей Александрович в дальнейшем и дальше будет достойно представлять Всеукраинскую ассоциацию полиграфологов на международном уровне.


Текст статьи:

ВЛИЯНИЕ ТРЕХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Lysenko, Serhiy Oleksiyovych – PhD in Law, associate professor in the Department of Security Management and Law Enforcement and Anti-Corruption Activities, Interregional Academy of Personnel Management    


Современная полиграфология все более углубляется в изучение факторов, которые управляют психофизиологическими реакциями организма. Давно известно, что психофизиологические реакции зависят от эмоций человека. Именно эмоции по поводу стимулов, которые наиболее важны человеку в определенный момент и в определенном месте, создают те психофизиологические реакции, которые мы регистрируем с помощью датчиков на каналах полиграфа [3]. Предлагаю рассмотреть некоторые факторы, которые оказывают несомненное влияние на каждодневные функции организма человека. Но незаслуженно обделены вниманием полиграфологов, при изучении психофизиологических реакций, закономерностей их возникновения и развития.

Вы все, наверняка наблюдали за собой дни, когда у вас все валилось из рук, попадали в разные травмоопасные ситуации, вы были излишне конфликтны или сложно было сосредоточиться на каком-либо вопросе. Всему виной меняющиеся биологические ритмы вашего организма.


Биологическими ритмами являются колебания функциональных параметров организма человека относительно обусловленного нулевого уровня, развернутые во времени. Все биологические ритмы берут начало от даты рождения человека, выходят из этой даты, которая является для них общей нулевой точкой. Наиболее важными для человека являются три многосуточных биологических ритма – физический, эмоциональный и интеллектуальный, которые оказывают наиболее сильное влияние на состояние организма [1].

У человека физическое состояние, физический биологический ритм, меняется с периодом в 23 дня, а точнее 23,688437 суток. Эмоциональный биологический ритм меняется с периодом в 28 дней, а точнее 28,426125 суток. Интеллектуальные способности человека, вместе с интеллектуальным биологическим ритмом, меняются с периодом 33 дня, а точнее 33,163812 суток. Половина периода представляет собой положительное значение для организма человека, во время которого происходит подъем активности соответствующих функций, а вторая половина отрицательная, когда отмечается снижение их активности [4].



Графики биоритмов имеют вид синусоиды, колеблется от максимального +100% уровня активности до минимального -100% уровня, вокруг оси, отражающий ход времени измеряемого в сутках. Отдельно отмечаются нулевые зоны, когда синусоида пересекает ось и переходит от положительной зоны к отрицательной, и наоборот. В этих местах организм переживает зону риска для тех функций, синусоида которой там находится. Именно те функции, по своим качествам, почти сводятся к нулю. Так же особая угроза для человека может возникать в случае нахождения всех трех основных биологических ритмов человека в отрицательной зоне, когда все функции снижены и ослабляют друг друга [4].

Впервые о биологических ритмах человека мне довелось услышать от своего научного руководителя, доктора психологических наук, профессора Клименко В.В. Он рассказал, как будучи врачом психологом в сборной команде Советского Союза по шахматам, обслуживал чемпиона мира Анатолия Карпова. Именно тогда, по его утверждению, очень активно проводилось изучение основных биологических ритмов человека. Клименко В.В. говорил, что вокруг самых удачных дат для трех основных биологических ритмов Карпова А. происходили целые детективные истории. Так как их команда пыталась назначить дату матча, именно на эти самые удачные даты для их спортсмена и на самые неудачные даты для противника. А команда соперников наоборот, зная и изучая те же вопросы, срывала эти намерения и пыталась выиграть для себя самые благоприятные дни, и неудачные для советского шахматиста. Клименко В.В. утверждал, что от его расчетов и заключений, иногда, зависела судьба советского шахматного спорта [1].


С тех пор я начал изучать особенности влияния трех основных биологических ритмов на психофизиологические реакции человека, в разрезе полиграфологии.

Физический биологический ритм отвечает за физическое состояние человека, его состояние выносливости, мышечную и, главное, сердечную силу и выносливость, способность переносить нагрузки. Во время положительного периода физический тонус организма повышается. Во время отрицательного периода – соответственно уменьшается.

Ноль – зона повышенного риска. В нулевой зоне возможны приступы слабости и обострение сердечных болезней, повышенный болевой порог для ощущений. Психофизиологические реакции человека становятся притупленными, что выражается в вялом дыхании. В нулевой отметке физического биологического ритма, как показали лабораторные испытания, человек становится слабочувствительным к реакциям на кардио-канале. Они порой приобретают хаотический вид сердечной недостаточности, что уменьшает информативность кардио-канала [5].


При слабой сердечнососудистой активности, в нулевой отметке физического биологического ритма, происходят нарушения и в пото-выделении, соответственно менее информативным становится канал КГР. В случае, если нет возможности перенести опрос на резервный день, рекомендуется больше внимания уделять стимулированию опрашиваемого по проверочной тематике. Интенсивней проводить предтестовую беседу, что бы активизировать его память, путем стимулирования выделения дополнительного адреналина в кровь [2].

Эмоциональный биологический ритм “руководит” всеми пятью чувствами и отвечает за способность организма создавать и испытывать эмоции. Во время положительного периода эмоционального биологического ритма человек способен творить и создавать произведения искусства, ощущать близких, имеет высокий уровень чувствительности. В отрицательной зоне этого биологического ритма человек часто испытывает кризис творчества и чувствительности, может подвергаться депрессии. В нулевых, самых опасных зонах возникает повышенная склонность к конфликтам, излишняя тревога и раздражительность [1].

На психофизиологических реакциях такое состояние может отражаться в виде ложной тревоги или сильным раздражением самой процедурой тестирования. Может наблюдаться раздражительность и конфликтность при обсуждении контрольной и проверочной тематик. В нулевом показателе эмоционального биологического ритма, эмоции человека могут приобретать нелогичный характер, буйный или упадочный характер. В лабораторных условиях установлено, что полиграмы на основных каналах могут иметь завышенные реакции на нейтральные и контрольные стимулы. Анализ таких тестов может вызвать затруднение и часто будет приводить к неопределенному результату. Опрашиваемого человека, в таких случаях, рекомендуется внимательно и осторожно готовить к тестированию. При получении неопределенного результата, рекомендуется перенести тестирование на другой день [6].

Интеллектуальный биологический ритм определяет состояние умственной деятельности человека, его возможность запоминать различную информацию, изучать науки, учиться, делать правильные выводы. Соответственно, в положительной части этого биологического ритма такие способности повышены, а в отрицательной – понижены. В нулевых зонах интеллектуального биологического ритма эффективная умственная деятельность практически парализована [1]. В нулевой отметке, опрашиваемому человеку сложно сконцентрироваться на теме проверки, сложно вспомнить и актуализировать в своем сознании проверочную ситуацию.

В данном случае следует больше времени уделить предтестовой беседе и выделению из недр памяти человека всех деталей проверочной ситуации. Особенная сложность может возникнуть во время тестирования по поисковой методике, где весь упор делается на воспоминание человека относительно истинных частных признаков. В случае получения неопределенных результатов тестирования, я рекомендую перенести тестирование на другой день и повторить его в ином состоянии человека.


Следует отметить, что для каждого организма уровень влияния биологических ритмов очень индивидуальный, в зависимости от того, какой образ жизни ведет человек. Если человек занимается физическим трудом, постоянно испытывает физические нагрузки или тренирует свое тело, то влияние отрицательного периода физического биологического ритма будет менее заметным. Творческие люди и люди искусства регулярно тренируют свои эмоциональные способности, умеют управлять своим настроением. Поэтому считается, что физическое и эмоциональное состояния организма можно натренировать и тогда влияние биоритмов будет не так ощущаться [7].

Только интеллектуальный уровень человека не подлежит тренировке, он или есть, или его нет. Общий уровень образованности человека постоянен и будет колебаться в зависимости от колебаний интеллектуального биологического ритма человека. Поэтому следует внимательней проводить предтестовую беседу, изучать образа жизни человека для учета степени возможного влияния биологических ритмов на него.

Изучение состояния биологических ритмов организма опрашиваемых, перед тестированием, необходимо для более тщательного установления картины их внутреннего состояния. Это изучение поможет для планирования дальнейшей беседы и установления контакта [8].

В качестве облегчения работы полиграфолога при вычислении уровней трех биологических ритмов, хочу порекомендовать  мобильные приложения, которые делают вычисления за вас. Данная возможность позволяет быстро определять уровень биологических ритмов нужного человека по дате его рождения и использовать в своей работе.


Следует отметить, что проблема влияния трех основных биологических ритмов на психофизиологические реакции человека требует дальнейшего изучения. Дальнейшие наши лабораторные и полевые опыты дадут новую почву для выводов и новых гипотез. Я надеюсь на дальнейшее сотрудничество в данном направлении с APA для развития науки и технологий полиграфного тестирования.


Литература:

  1. Клименко В.В., Психофизиологические механизмы праксиса человека, монография, К-2013, «Слово», 635с.
  2. Максименко С.Д., Генезис создания личности, монография, К-2006, Видавництво «КММ», 255с.
  3. Экман Пол, Психология эмоций, Ст.П.-2013, «Питер», 328с.
  4. Кернберг Отто, Конфликт, лидерство, идеология в группах и организациях, М.- НФ «Класс», 2015, 424с.
  5. Варламов В.А., Детектор лжи, М. – Р. Пресс, 2004, 352с.
  6. Молчанов А.Ю., Оглоблин С.И., Инструментальная «Детекция лжи», академический курс, Яр. – Нюанс, 2004, 464с.
  7. Lunov V.Y., Rekommenation for the development of professional thinking the cadets and of officers police CPD, Fundamental and applied researches in practice of leading scientific schools, scientific journal, ISSN2313-7525, Hamilton. 2016/5(17), p. 177-184.
  8. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Коц Я.М. – М.:Физкультура и спорт, 1986.

Оригинал статьи: