Коровин В.В. Блоковый тест

Идея блокового теста пришла автору в начале 2004 года.

Цель заключалась в том, чтобы, во-первых, значительно сократить время тестирования за счет возможности ограничиться только одним предъявлением и, во-вторых, исключить феномен ожидания значимого, т.е. исключить взаимовлияние одной категории вопроса на другую, которое неизбежно присутствует в классических техниках контрольных вопросов.

На настоящий момент использование блокового теста превратилась в методику проведения служебных и криминальных расследований и имеет ряд ключевых особенностей ее применения. Без знания этих особенностей блоковая методика может оказаться не эффективной.

Вот только некоторые из них.

Блоковый тест состоит из блоков тематических тестов, которые предъявляются обследуемому последовательно с указанием темы предъявляемого блока.

Например, «Темой этого теста является проверка наличия у Вас достоверных знаний тех или иных аспектов кражи денег из кабинета Вашего Генерального директора.

Если Вы не причастны никаким образом к этой краже, то Вы не можете знать эти аспекты, поэтому ответы на этот вопрос будут правдивыми и, вызываемые ими реакции будут иметь соответствующий вид.

Если же ее совершили Вы, то обязательно знаете то, о чем я буду спрашивать. В этом случае ложь на данные вопросы вызовет у Вас, не зависимо хотите Вы этого или не хотите, выраженные реакции, подавить которые Вы не сможете, и я узнаю, что именно Вы причастны к этой краже».

При этом с самими вопросами, входящими в блоки проверяемый не знакомится.

Во всех блоках, количество вопросов, которые в последующем будут подвергаться машинной оценке, должно быть одинаково.

Тема первого блока – оценка достоверности анкетных данных обследуемого. Это блок нейтральных вопросов.

Первым задается нейтральный нулевой, затем 4-5 нейтральных вопросов, в которые вносится элемент подозрения. Например, «Вас действительно зовут Андрей?». «Вы сообщили мне точную дату своего рождения?» и т.п.

Поскольку вопросы данного блока предполагают заведомо правдивые ответы, то среднее значение реакций на них служит критерием низкой значимости, а внесение элемента подозрения позволяет оценить уровень тревожности и, по сути, нейтральные вопросы выполняют здесь еще и функцию

ВКВ.

Тема второго теста – проверка наличия или отсутствия достоверных знаний, как деталей преступления, так и знаний преступника о самом себе. Первым задается жертвенно проверочный вопрос.

Тема третьего теста – вопросы ВКВ.

Тема четвертого теста – контрольные вопросы. В контрольные вопросы так же входят вопросы социально личностной оценки. Перед этим блоком дается определенная инструкция, настраивающая обследуемого на правильное восприятие вопросов данного блока.

Перед каждым тематическим тестом, задаются три вводных вопроса.

  1. Тема этого теста Вас сильно тревожит?
  2. У Вас есть причины бояться вопросов этой темы?
  3. В этой теме могут быть вопросы, на которые Вы однозначно будете лгать?

После каждого теста задаются три завершающих вопроса.

  1. В этом тесте был вопрос, который обеспокоил вас сильнее других вопросов?
  2. В этом тесте были вопросы, ответ на которые Вы хотели бы уточнить или изменить?
  3. В этом тесте были вопросы, на которые Вы пытались солгать?

Перед предъявлением этих вопросников, у обследуемого в обязательном порядке, в течение 2-х минут регистрируются фоновые изменения и проводится тестирование, якобы направленное, во-первых, на оценку его умения врать, а во-вторых, на объективное выявление присущих ему (индивидуальных) физиологических признаков лжи.

С этой целью, обследуемому предъявляется ряд классических контрольных вопросов, на которые он должен ответить сначала абсолютно искренне, а затем – ложно. Либо, вместо этого дать ему классический стимулирующий тест.

Такими контрольными стимулами могут быть следующие вопросы:

  1. В период до работы на этой фирме, вы хотя бы раз, хоть что-нибудь украли?
  2. Вы украдете деньги, если будете уверены, что Вас никогда не поймают?
  3. Вы врете, когда Вам это выгодно?
  4. С целью избежать наказания, Вы способны свалить свою вину на другого?
  5. Хотя бы раз Вы обманули близкого Вам человека (человека, который Вам доверял)?
  6. На работе Вы сплетничаете по поводу своего начальства?
  7. Вы когда-нибудь хотели украсть что-либо ценное?
  8. На этой фирме Вы хотя бы раз обманули кого-нибудь из своих начальников?
  9. В душе Вы завидуете кому-нибудь на этой фирме?
  10. Вы хотя бы раз заложили кого-нибудь начальству?
  11. В период до _, Вы хоть что-нибудь украли на этой фирме?
  12. Вы всегда правдивы со своим начальником?
  13. Если Вам станет известно, что какой-то сотрудник Вашей фирмы ворует, Вы доложите об этом начальству?

Пример блокового теста, примененного по поводу кражи денег в одной частной фирме.

Нейтральный блок

Три вводных вопроса

  1. Вас действительно зовут…?
  2. _ это Ваша настоящая фамилия?
  3. Вы сообщили мне точную дату своего рождения?
  4. Ваше последнее место работы действительно фирма?
  5. У Вас действительно образование?

Три завершающих вопроса

Проверочный блок

Три вводных вопроса

  1. Вы скрываете какую-нибудь информацию, касающуюся кражи денег из сейфа? Ж/П вопрос
  2. Вам известно достоверно, кто непосредственно совершил эту кражу?
  3. Вы знаете, как тот, кто совершил кражу денег, распорядился этими деньгами?
  4. Вам известно достоверно, где находились украденные деньги сразу же после их кражи?
  5. Вам известно достоверно, сколько человек причастны к этой краже?
  6. У Вас есть достоверная информация о том, тратились эти деньги или нет?

Три завершающих вопроса

Блок ВКВ (вымышленное преступление) Три вводных вопроса

  1. Вы скрываете какую-нибудь информацию, касающуюся кражи золотых часов?
  2. Вам известно достоверно, кто украл эти чесы?
  3. Вы знаете, как распорядились украденными часами?
  4. Вам известно достоверно, где были спрятаны эти часы, сразу же после их кражи?
  5. Вам известно, где после работы, в день кражи часов, проводил время тот, кто их украл?
  6. У Вас есть достоверная информация о том, были, проданы эти часы или нет?

Три завершающих вопроса

Контрольный блок

Три вводных вопроса

  1. Вы украдете деньги, если будете уверены, что Вас никогда не поймают?
  2. Хотя бы раз Вы обманули близкого Вам человека (человека, который Вам доверял)?
  3. На этой фирме у Вас был дополнительный доход?
  4. Если Вам станет известно, что какой-то сотрудник Вашей фирмы ворует, Вы доложите об этом начальству?
  5. Вы всегда правдивы со своим начальством?

Три завершающих вопроса

Блок проверочных вопросов должен обязательно предъявляться после блока нейтральных, т.е. приведенная в примере последовательность предъявления блоков должна быть именно такой.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ

  1. Если среднее значение реакций на проверочные вопросы больше или равно средним значениям реакций на контрольные вопросы, и при этом, средние значения реакций блока ВКВ достоверно меньше средних значений реакций на проверочные вопросы, делается вывод о причастности.
  2. Если среднее значение реакций на проверочные вопросы равно среднему значению реакций в блоке ВКВ, то, даже если они превышают средние значения реакций на контрольные вопросы, результат следует признать неопределенным.
  3. Если среднее значение реакций на проверочные вопросы и вопросы блока ВКВ достоверно меньше средних значений реакций на контрольные вопросы следует сделать вывод о непричастности.

Средние значения реакций в блоке нейтральных вопросов могут не учитываться (т.е. не входить в количественную оценку).

Кроме этого, отдельно могут сравниваться между собой реакции на вводные и завершающие вопросы каждого блока

Таким образом, данная методика позволяет в значительной мере сократить время тестирования (все обследование занимает не больше 1 часа), т.к. не требуется повторных предъявлений блоков, а время межстимульного интервала определяется временем завершения КГР на вопрос блока (примерно 5-7 секунд). Это, в свою очередь сохраняет адекватное функциональное состояние обследуемого до конца тестирования.

И самое главное сравнительной оценке подвергается не отдельная реакция, а физиологическая активность (значимость) тем каждого блока. Очевидно, что для причастного проверочная тема будет представлять большую значимость, и вызывать большие энергетические затраты, а, следовательно, и большую активность вегетативных органов, чем другие, включенные в тест темы.

В случае вывода о причастности, в дополнение к блоковому тесту может быть дан тест ПЗВ, например

ПЗВ

  1. Вы скрываете какую-нибудь информацию, касающуюся пропажи из портфеля денег? {Жертв.релев,}
  2. Вы кого-нибудь подозреваете в краже этих денег {Подозрение,}
  3. Верно ли утверждение, что Вы сами не брали эти деньги из портфеля, но точно знаете, кто это сделал? {Знание,}
  4. Верно ли утверждение, что деньги из портфеля взяли лично Вы? {Сам2,}
  5. Верно ли утверждение, что Вы сами эти деньги не брали, но потом получили какую-нибудь их часть? {Соучастие,}
  6. Верно ли утверждение, что Вы сами этих денег не брали, но в тот день открывали портфель Сергея Ивановича {Контроль,}

1. Вы считаете себя косвенно виноватым в пропаже этих денег? {Контрольный1,}


    ДЛЯ ОТРИМАННЯ ПОВНОГО ТЕКСТУ КНИГИ - ОФОРМІТЬ ЗАЯВКУ