Коровин В.В. Определение проверочного вопроса. Ступеньки

Коровин В.В. Определение проверочного вопроса. Ступеньки

Все-таки стараться формулировать проверочные вопросы с отрицательными ответами…

Основная задача «жертвуемого» вопроса – подготовка причастного!

Краткая формулировка психофизиологического феномена: стимул, воспринимаемый как значимый, воспринимается иначе, чем незначимый.

Американское определение проверочного вопроса; «Стрела, попадающая в десятку»…

Что же все-таки такое «значимость»? Это то, что «контекстно» вызывает переживание, эмоции и т.д. … страх, чувство вины и т.д.  Причины страха разные у причастного и непричастного.

«Значимость» определяется прогнозом вероятности разоблачения и тяжести последствий такого разоблачения. … если последствия разоблачения безразличны опрашиваемому, либо он уверен, что может обмануть полиграф – не получим уверенных реакций! Нужно «ломать» эту ситуацию, сделать вопрос именно «значимым»!

Прогноз вероятности «негативной социальной оценки» – удача контрольного вопроса.

Если есть прогноз высокой вероятности ложного обвинения – значимым для непричастного становится проверочный вопрос!

Два основных критериев значимости стимула:

  1. Реакция на этот стимул имеет достоверно более выраженный характер.
  2. Эти реакции носят устойчивый, неслучайный характер.

Легче работать с человеком уставшим, чем с перевозбужденным.

Успокаивающие средства положительно сказываются на результатах полиграфной проверки!

Как минимум, два предъявления любого теста, иногда даже трех мало!

Последовательность вопросов обязательно меняется.

Нет теста пика напряжения!

Важный феномен – непроизвольность реакций.

Феномен сверхподавления – это когда три-четыре проверочных вопроса в тесте – обследуемый «выберет» для себя один из них, и не реагирует на остальные. Возникает опасность «пропуска цели».

Inconclusive – объективный результат! Имеет право на существование! 2-3%!

Повторное обследование – крайне нежелательно. Повтор должен быть очень обоснован! Лучше его делать под предлогом незавершенности обследования – «продолжение тестирования». Не давать те же самые тесты!

Перепроверка другого специалиста… Соглашаться при условии предоставления всех материалов предыдущей проверки. Если предыдущий полиграфолог все сделал правильно – отказываться от перепроверки!

Визировать у заказчика все формулировки проверочных вопросов! Но … «ты мне ставишь задачу, а вопросы я сформулирую сам».

Феномен пикового напряжения: если в стимульном ряду есть значимый стимул, и испытуемый знает о его наличии, но не знает места – происходит активизация реакций ожидания, после стимула идет реакция расслабления.

МКВ можно применять как уточняющую при скрининге! Научного обоснования поисковым тестам нет!

Феномен ассоциативности мышления: бывает т.н. реакция ассоциативной значимости, которая нередко приводит к ложноположительной ошибке.

Особенности психофизиологических реакций:

  1. Они довольно точно отражают силу переживаемых человеком эмоций.
  2. Они неспецифичны.

Обязательно фиксировать фон!!! (минимум 2 минуты).

Классификация стимулов

Вопросы должны квалифицироваться по целевому назначению. Новая (Коровин) классификация стимулов:

В последующих тестах не применяются, если в первом не было реакций

Проверочные вопросы – в каждом тесте можно давать разные аспекты события.

ВТ1 – наличие внешних причин

ВТ2 – доверие к оператору

SKY может применяться в качестве самостоятельного теста! (даже первым!)

Коровин в порядке эксперимента начинает со SKY.

Переосмысленный подход Коровина к сущности контрольных вопросов…

Ложный ответ на КВ или не ложный – значения не имеет! Не может быть

не исключающих вопросов!

  1. … стыдно, неловко признаваться…
  2. … негативный моральный аспект (мысли, желания, намерения…)

» В период до работы в … Вы украли что-либо ценное

Требование ответить правдиво на контрольный вопрос вызывает нужную нам напряженность … при условии за мотивации!!!

Перед первым предъявлением можно разрешить «да», «нет», «затрудняюсь» (лучше – «затрудняюсь ответить»).

Блоковый тест (см. материалы прошлых лекций) – используется, как правило, как дополнительный.

После предъявления очередного «ряда» в ТЗВ, необходимо спросить ОЛ, какой вопрос, по его мнению, соответствует действительности, и если указывает правильно – результаты тестирования аннулируются.

Ступеньки

Идея возникла из необходимости исключить ассоциативные реакции. Сначала метод применялся в скрининге, затем – и при расследованиях.

«Тест ассоциативной значимости?»…

Идея «ступеньки»: от события, часто встречающегося, но наименее напряженного в социальном плане к событию редкому, но осуждаемому в обществе.

Например, наркотики:

  1. Вы курите?
  2. В Вашем близком окружении есть люди, систематически употребляющие наркотики?
  3. Хотя бы раз Вы применяли лекарственные препараты не по назначению?
  4. Приходилось ли Вам бывать в местах, где употребляли или продавали наркотики?
  5. Хотя бы раз ради любопытства Вы употребляли легкие наркотики?
  6. В последние полгода Вы хотя бы раз употребляли легкие наркотики?
  7. Вы когда-нибудь пробовали какие-либо тяжелые наркотики?
  8. Вы когда-либо участвовали в незаконном распространении наркотиков?

Если есть реакция на «основной» вопрос – второе предъявление не нужно.

Каждый тест предваряется вводными вопросами, а завершается завершающими:

— тема возможного употребления наркотиков Вас сильно волнует?

— в теме употребления наркотиков Вы намерены мне лгать?

— среди тех вопросов, которые я задал, был ли такой, который вызвал у Вас повышенное напряжение?

— в этой теме был хотя бы один вопрос, который Вы хотели уточнить или изменить?

— в этой теме был хотя бы один вопрос, на который Вы попытались солгать?

Разрешать отвечать «да» или «нет», только если абсолютно уверен в ответе, или «затрудняюсь ответить» – если не уверен…


    ДЛЯ ОТРИМАННЯ ПОВНОГО ТЕКСТУ КНИГИ - ОФОРМІТЬ ЗАЯВКУ