fbpx

Результаты изучения влияния биоритмов на физиологические реакции человека при полиграфного тестирования

Сергей лысенко полиграфолог вап ассоциация полиграфологов сергій лисенко поліграфолог асоціація поліграфологів

Сергей Лысенко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления безопасностью и правоохранительной деятельностью Межрегиональной академии управления персоналом, член Всеукраинской ассоциации полиграфологов.


Существование биологических ритмов людям известно с давних часив.Навить в «Ветхом Завете» есть советы о правильном образе жизни, питание, чередование фаз активности и отдыха. О том же писали такие ученые древности как Гиппократ и Авиценна. В Древнем Китае, по данным летописи «Цио-Чжуань» (722-463 гг. До н.э.), при иглоукалывании определенных точек тела, врачи учитывали суточную ритмику чувствительности тех или иных органов, в зависимости от жизненной энергии, влияет на те или другие органы человека.


Один из открывателей учения о биологических ритмах Христофор Туфелянд в конце 18 в. указал, что в организме существует «внутренние часы», работа которого зависит от вращения Земли вокруг своей оси. Другой ученый, Югэн Ашорф утверждал, что все живое существует в ритме космических часов, зависящие от времени суток и года, фаз Луны, приливов и отливов. Основателем хронобиологии — науки о биологических ритмах человека, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году сообщил коллегам о универсальность ритмических процессов в биологии, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.

Теория биоритмов построена на измерении трех основных человеческих циклов: физического, эмоционального и интеллектуального. Вильгельм Флис, знаменитый берлинский врач, начал свои новаторские исследования биоритмов с 1890 Флис, исследовавший циклы с 23 по 28 день многих своих пациентов, собирал статистику о периодичности температуры, детских болезней и восприимчивости к болезням. Врач Флис работал в Берлине. Его больше интересовал сопротивление организма человека к различным болезням. Он пытался понять, почему у детей с одинаковыми диагнозами в определенные дни есть иммунитет, а в другие он ослаблен? Собрав данные о начале болезни, ее течение и момент смерти, он связал их с датой рождения. С помощью этих статистических данных, флис выявил основные «периоды» в жизни человека. Впоследствии врач Флис разработал две основные догмы теории биоритмов. Первая утверждает, что природа наделяет человека «внутренними часами», которые начинают отсчет времени с момента рождения и продолжают работать на протяжении всей жизни. Вторая утверждает, что одни из этих часов регулируют физический цикл человека, состоящий из 23 дня, другие — эмоциональный цикл, состоящий из 28 дней.

Последователем Флиса, который поддержал его основные идеи, был Зигмунд Фрейд, который выдвигал самые революционные идеи для своего времени. Фрейд проявил большой интерес к теории Флиса, и вскоре они стали близкими друзьями.


Наиболее важные идеи, всегда очень быстро распространялись в научной среде. Врач Герман Свобода, профессор психологии в Венском Университете, прочитавший работы Флисса, впоследствии провел множество исследований и написал много трудов по теории биоритмов. Свобода обнаружил периодичность в возникновении астмы, лихорадки, сердечных приступов, вспышек других болезней, некоторых мыслительных процессов, в течение с 23 по 28 день, что подтверждает исследование Флиса.

Известный медик А.Л. Чижевский, на Международном конгрессе по биофизике и биокосмологии (Нью-Йорк, 1939) доказал, что ритмично протекающая функциональная активность органов определяется, как врожденное свойство, зависимыми от внутренних физико-химических процессов в организме, так и воздействиями различных факторов внешней среды (главным образом космических). С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. В 1931 году шведскими учеными Г. Агреном, А. Виландера и Е. Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность.

До последнего времени природа и все физиологические свойства биологических ритмов не выяснены, хотя понятно, что они в процессах жизнедеятельности живых организмов очень большое значение.

Биологические ритмы или биоритмы — это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов в организме. Способность к таким изменениям жизнедеятельности обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях. Теории «трех основных биоритмов» около ста лет. Считается, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флис, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер — исследователь интеллектуального ритма. Психолог Герман Свобода и отоларинголог Вильгельм Флис одинаковые результаты о биоритмы получили независимо друг от друга. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с открытием более современных компьютеров. В 70 — 80 гг. 20-го века биоритмы завоевали уже весь мир.


Интенсивность большинства физиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно такие же особенности к повышению и снижению чувствительности имеют органы чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов. Установлено, что люди, которые занимаются и физическими, и умственным трудом, работают неравномерно. В одни дни (или периоды) — более продуктивно, более аккуратно, точно, в других — менее эффективно.

В последнее время в Украине, Европе и США проводятся серьезные работы по исследованию биоритмов человека и их взаимосвязи с реакциями, которые регистрируются при полиграфных проверок. Поиски исследователей направлены на определение возможностей управления физиологическими реакциями под влиянием биоритмов, с целью устранения ошибок при оценке реакций выраженных в полиграммах.

Ученые пришли к выводу, что все люди, начиная от рождения, подвержены воздействию жизненных ритмов, определяющих их работоспособность, комфортность, физическое состояние, цикличность которых постоянна в течение всей жизни и примерно равна 23-м дням. Настроение, реактивность, наличие положительных и отрицательных эмоций меняется с постоянной в течение всей жизни цикличностью и повторяется примерно каждые 28 дней. Способность к творчеству, действиям высокого интеллектуального содержания меняется примерно каждые 33 дня. Было установлено, что в первой половине такого 23-28-33-дневного цикла все чувства улучшаются, во второй половине, наоборот. В физическом, 23-дневном цикле после одиннадцати дней подъема наступает двенадцатый, характеризующееся полным физическим развалом, полной раскоординации, резким снижением работоспособности и физической комфортности.


Расчет цикличности состояний очень простой, в настоящее время его задают как программы для компьютера. Существуют даже приложения к мобильным смартфонов и планшетов. Легко рассчитать графики биоритмов и самим. Для этого нужно посчитать количество дней, прожитых человеком от рождения: количество лет умножить на 365 дней + надбавки по одному дню за прожитые високосные года + количество дней, прожитых со дня рождения до дня, на который производится расчет. Затем общее количество дней разделить на 23, 28, 33. Последние исследования показали, что цикличность биоритмов не имеет целого числа дней и при большом возрасте погрешность может быть значительной. Поэтому следует делить на более точные числа: 23,688437, 28,426125 и 33,163812, соответственно, о сообщалось в прошлой статье. Полученное целое число показывает, сколько соответствующих циклов человек имел за свою жизнь.



Обозначения:

Ф — физический цикл, Е — Эмоциональный цикл, и — Интеллектуальный цикл.

Цифры, получаемые в остатке, очень важны — они крайне необходимы для составления графиков цикличности, а также показывают, сколько дней из очередного биоритма человек уже прожила, и которому дню того или иного биоритма соответствует рассчитан день. Будем рассматривать колебания биоритмов, как синусоиду, проходящей вдоль временной горизонтальной оси координат, где координатами является временные отрезки измеряемые круглосуточно. Вертикальная ось имеет шкалу в виде процентов активности того или иного биоритма. Таким образом видно, что биоритмы колеблются в своих интенсивности от -100% до + 100%.

Сейчас мы имеем определенные закономерности изменения физического биоритма, объемов физических способностей организма человека и координационного сложность его действий. Особенно это влияет на работу сердечно-сосудистой системы организма человека, сердечный ритм и показания датчиков полиграфа, регистрируют реакции соответствующего кардио-канала.

1-5 дня — физические способности небольшие, мягко растут.

6-11 — физические способности повышаются и достигают максимума к 11-му дню цикла.

12 день — день минимального уровня, в этот день нагружать организм не рекомендуется.

13-18 дня — физические способности большие, но постепенно снижаются.

19-23 дня — способности небольшие, еще мягко снижаются.

Изменения эмоционального биоритма приводит к изменениям интенсивности восприятия окружающей среды, реактивности на раздражение и различные стимулы. В нашем случае, это влияет на степень восприятия стимулов, уровень раздражительности или волнения, может отображаться на полиграммах по всем трем основным зарегистрированными каналами полвграфа.

1-7 дня — эмоции человека небольшие, но постепенно растут.

8-14 дни — интенсивность большая, достигает максимума к 14-му дню.

15-21 день — интенсивность реакций большая, но постепенно снижается.

22-28 дня — интенсивность небольшая, мягко еще снижается.

Интеллектуальный биоритм регулирует такие способности человека, как умственные, умственные нагрузки, игра на счет и так далее. При полиграфных тестированиях, колебания этих качеств влияет на понимание стимулов и реакции на них.

1-8 дня — умственные, мыслительные способности небольшая, мягко растут.

9-17 дни — умственные, мыслительные способности велика и достигает максимума.

18-25 дня — умственные, мыслительные способности большие, но постепенно снижаются.

26-33 дня — умственные, мыслительные способности небольшие, мягко еще снижаются.

Основную опасность для человека представляют «нулевые» дни, когда график любого биоритма проходит через горизонтальную ось, где интенсивность биоритма находится в нуле, по шкале от -100% до + 100%. В эти дни указанные качества биоритмов, практически исчезают. Именно эти дни и стали предметом наших исследований. Потому что, как указывалось в предыдущей статье, физические и эмоциональные качества человеком могут быть натренированы. Только в «нулевые» дни, человек меньше способен управлять своими тремя основными качествами. Исследования в этом направлении были подсказаны Mark Hendler во время его визита в Украину, осенью 2017 года. В качестве базовых использовались материалы его выступлений и некоторые научные статьи предыдущих времен, опубликованные в APA Magazine, а так же постоянные устные консультации.

Исследования проводились совместно со специалистами Всеукраинской ассоциации полиграфологов в лабораторных условиях на базе Межрегиональной академии управления персоналом в Киеве в Украине. Лабораторные исследования проводились на полиграфе украинского производства Rubikon. Для опытов были выбраны молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, без вредных привычек в хорошей физической форме. Исследования проводились на 15ти мужчинах и 5ти женщинах. Для чистоты эксперимента всем тестируемым предъявлялся поисковый тест с известным решением, на возражения своего имени, с одновременным предъявлением других созвучных (начинаются на такую ​​же букву) имен. Все тестируемые должны были ответить «Нет» на все вопросы о возможных их имена, в том числе и на их собственное, таким образом солгав специалисту. Вопрос о Имя человека находилось в середине теста. На изображениях, наших примеров, вопрос о настоящем имени выделенное среди других синими полосами. Тесты проводились в первую половину дня, когда состояние организма тестируемых был наиболее продуктивным.


Наши исследования проводились в течение шести месяцев. Добровольцев тестировали в те дни, когда у них один из биоритмов находился в нулевом уровне. Таким образом, каждый из добровольцев несколько раз был тестируемый, когда его биоритмы находились в один из трех «нулевых» дней. Уровни других биоритмов, которые находились в положительной или отрицательной части вертикального графика нами не учитывались при анализе. Поэтому рекомендуем на их значение не обращать особого внимания, они приведены для статистики. Несколько тестируемых удалось проверить, когда несколько их биоритмов одновременно находились в «нулевых» дням, но об этом отдельно. Кардио-канал регистрировался с помощью фотоплетизмы.

Итак, начнем рассмотрение влияния интеллектуального биоритма, что находится в «нулевом» уровне, на реакции человека. На приведенных примерах показан общий вид полиграмм и больший масштаб тех же участков с неверной ответом на предъявление собственного имени. В качестве примеров приведем изображение полиграмм, которые имеют общий и самый распространенный вид для всех тестируемых в этих условиях случаев.

Пример, человек, во время тестирования были такие уровне биоритмов: Интеллектуальный (0), Физический (-56), Эмоциональный (+52).


Пример, женщина, во время тестирования были такие уровне биоритмов: физический (-56), Эмоциональный (+52), Интеллектуальный (0).


Во время тестов, при «нулевом» уровне интеллектуального биоритма, мы наблюдали некоторую заторможенность в реакциях лиц, которых тестируют и слабое понимание стимулов. Передтестови беседы проводились более длительное время, чем в другие дни. Одинаковые выводы были получены для результатов опытов с тестируемыми обоих полов. На полиграммах это выражено в слабой реакции сердечно-сосудистой системы и в слабой информативности кардиоканала. Канал дыхания показывает, что при окончании каждого из истинных стимулов, где была ложь при ответах, люди сбивались в дыхании. Затем они объясняли это тем, что некоторое время еще обсуждали вопрос, прежде чем понять и ответить. Канал кожно-гальванической реакции достаточно информативен. Но, в данной ситуации существует риск оказаться заложником результатов, основанные только на один кожно-гальванический канал. При повреждении пальцев рук, при нарушении обмена веществ, потоотделение человека и другого, полиграфолог может дать неправильный вывод о правдивости тестируемого или получить результаты, не поддающиеся расчетам.

Следующим рассмотрим влияние эмоционального биоритма, что находится в «нулевом» дни, на физиологические реакции человека. Отметим, что реакции мужчин и женщин были аналогичными, поэтому мы не станем отдельно останавливаться на их анализе. Наши выводы одинаковы для обоих полов тестируемых.

Пример, человек, во время тестирования были такие уровне биоритмов: Эмоциональный (0), Физический (+56), Интеллектуальный (-76).


Пример, женщина, во время тестирования были такие уровне биоритмов: физический (+52), Эмоциональный (0), Интеллектуальный (-74).


Примечательно, что все тестируемые, в эти дни имели нарушенную психику. При внешней равнодушия, они показывали хаотические реакции на каналах регистрации реакций. У разных людей это выражалось в хаотичности различных каналов. Но более всего страдал кардио-канал. Реакции на этом канале имели самые непредсказуемые результаты, при том, что амплитуда колебаний была максимальна. Масштаб полиграмм кардио-канала приходилось устанавливать на минимум. Канал кожно-гальванической реакции, имел хаотическую или зубчатую форму, что делало его очень неинформативным. Нарушения в эмоциональной сфере тестируемых лиц, иногда выражалось в нарушении ритмов дыхания, мы можем видеть в приведенных примерах. Учитывая приведенные примеры, можно сделать вывод, что проведение тестирований при «нулевом» уровне эмоционального биоритма, крайне не желательно. Полиграфологам следует проверять уровень биоритмов тестируемого, при получении подобных результатов.

В завершение рассмотрим влияние «нулевого» уровня для физического биоритма на физиологические реакции человека.

Пример, человек, во время тестирования были такие уровне биоритмов: физический (0), Эмоциональный (+42), Интеллектуальный (+82).


Пример, человек, во время тестирования были такие уровне биоритмов: физический (0), Эмоциональный (-51), Интеллектуальный (85).


Из приведенных примеров видно, что канал дыхания совершенно бесполезен, дыхание имеет ровную и одинаковую структуру. Кардио-канал не дает никакой полезной информации полиграфологу, но и может ввести его в заблуждение относительно возможного противодействия тестируемого. Рассматривая в большом масштабе полиграму кардио-канала, мы видим зубец в нижней части, почти на самом дне, ритма. Почти все полиграфологи сразу скажут, что это влияние успокаивающих медицинских препаратов. Но они будут ошибаться, так как это влияние «нулевого» уровня физического биоритма. Как видно из приведенных примеров, канал кожно-гальванической реакции, тоже часто, не информативен, хотя практически всегда имел большую амплитуду реакции. Более того, он может ввести в заблуждение относительно правдивости ответов. Но как мы указывали, хуже то, что полиграфолог может несправедливо обвинить тестируемого в применении противодействия, что обидит человека и выставит полиграфолога в плохом виде перед окружающими.

Во время тестирования при совпадении «нулевых» дней для сразу нескольких биоритмов человека, мы получали еще более худшие реакции и нелогичны.

Пример, человек, во время тестирования были такие уровне биоритмов: физический (0), Эмоциональный (0), Интеллектуальный (-96).


Можем наблюдать, что при максимально увеличенном масштабе канала кожно-гальванической реакции, полиграмма имеет почти горизонтальную форму. Что тоже специалистами может объясняться, как применение фармакологических медицинских препаратов для противодействия. Реакции на кардио-канале является результатом влияния сразу двух «нулевых» уровней физического и эмоционального биоритмов тестируемой лица.

В качестве выводов хочется подчеркнуть, что влияние биологических ритмов на физиологические реакции человека безусловный. Каждый человек уникальная и индивидуальная, так это влияние в каждом отдельном случае будет неповторимым. Показать полиграмм каждого человека будет иметь свою форму. Однако полиграммы будут иметь ложный вид — это факт. Ошибочный вид полиграмм принесет полиграфологу ложные выводы относительно состояния и отношение к теме теста опрашиваемого лица. Полиграфолог может незаслуженно обвинить человека в противодействии, в употреблении фармакологических препаратов или же в непонятном возбуждении. Что может привести к неверным выводам.

Мы не призываем перед каждым тестированием проводить вычисления биологических ритмов каждого тестируемого. Но при получении аналогичных вышеприведенным результатам на полиграммах, проверка уровней биоритмов может помочь полиграфологам понять причину реакций.


Используемая литература:

  1. Биологические ритмы. Краткая Медицинская Энциклопедия. В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева-М.:Советская Энциклопедия, издание второе, 1989;
  2. Handler, M. Geddes, L.A., & Reicherter, J. (2007). A Discussion of Two Diagnostic Features of the Polygraph Cardiovascular Channel. Polygraph, 36, (2), 70-85.
  3. Lysenko, The Influence of Three Biological Rhythms on the Psychophysiological Reactions of a Person, APA Magazin, nov/des 2017, volume 50(6) p.45-51.
  4. Nelson, R., Handler, M., Shaw, P., Gougler, M., Blalock, B., Russell, C., Cushman, B. & Oelrich, M. (2011). Using the Empirical Scoring System. Polygraph, 40, 67-78.
  5. Klimenko VV, Psychophysiological mechanisms of human praxis, monograph, K-2013, “Slovo”, 635p.
  6. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных. Губин Г. Д., Герловин Е. Ш. – Новосибирск: Наука, 1980;
  7. Время по биологическим часам. Уинфри А. Т. -М.: Мир, 1990;
  8. Биологические ритмы.Под ред. Ю. Ашоффа.-М.: Мир, 1984;
  9. От часов к хаосу: Ритмы жизни. Гласс Л., Мэки М. -М.: Мир, 1991;
  10. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М., 1991.