Проект Закона о проведении исследования с применением полиграфа по определенным категориям должностных лиц органов государственной власти Украины

07 декабря 2023 г. в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона о проведении исследования с применением полиграфа относительно определенных категорий должностных лиц органов государственной власти. Инициатором законопроекта является народный депутат Украины Федор Владимирович Вениславский.

Учитывая название законопроекта, понятно, что он предусмотрен для регламентирования использования полиграфа в отношении представителей органов государственной власти. Это логический, последовательный шаг развития украинской полиграфологии, которой исполнилось 25 лет. В условиях продолжающейся уже почти 10 лет войны от направленности, мотивации и уровня патриотизма государственных чиновников в значительной степени зависит успех усилий Президента, ВСУ, правоохранительных органов и спецслужб, всего народа в достижении Победы.

Мы гордимся тем, что сегодня Украина занимает лидерские позиции по полиграфологии в Европе. По состоянию на декабрь 2023 г. использование полиграфа в кадровой работе прописано отдельными статьями в пяти действующих Законах: “О Национальной полиции”, “О Государственном бюро расследований”, “О разведке”, “О Бюро экономической безопасности”, “О государственной охране” органов государственной власти и должностных лиц».

С 2015 г. Инструкцией Министерства юстиции предусмотрено проведение судебных психологических экспертиз с использованием полиграфа. Таких экспертиз в соответствии с данными, которые докладывались на Седьмой научно-практической конференции, в КНИИСЭ Министерства юстиции уже проведено более 300.

ПІДСУМКИ СЬОМОЇ НАУКОВО-ПРАКТИЧНОЇ КОНФЕРЕНЦІЇ ПОЛІГРАФОЛОГІВ, ВАП, КИЇВ, 24-25.11.2023

Последние несколько лет значительная часть их проводится с целью сбора доказательной базы, что обеспечит неотвратимость наказания для оккупантов и их приспешников.

Украина является одним из трех государств в мире, где введен стандарт полиграфов – ДСТУ 8692:2016 «Полиграфы. Технические условия». Кроме нас такие стандарты имеют США и Япония.

Более 8 лет мы серийно производим свой полиграф – «Рубикон».

С 2009 г. в нашем государстве начали давать последипломное образование по направлению «Полиграфология», с 2010 г. профессия «полиграфолог» есть в Классификаторе профессий.


Общественное объединение Всеукраинская ассоциация полиграфологов (ВАП) – крупнейшая профессиональная организация специалистов в Европе, в состав которой входит более 600 специалистов.

асоціація поліграфологів вап ассоциация полиграфологов украина україна #вапдіє

ВАП с начала существования, с 11 ноября 2014 года, неуклонно придерживалась четырех стержневых принципов: патриотизма, независимости, демократичности и абсолютного неприятия неполноценности. Благодаря этому именно наша общественная организация с первых дней полномасштабного вторжения мобилизовала своих членов для оказания помощи правоохранительным органам и спецслужбам, ВСУ, ТРО, ССО с целью обеспечения фильтрационных, антидиверсионных и антитеррористических мероприятий путем проведения полиграфных проверок.

Мы поддерживаем законотворческую деятельность в направлении полиграфологии, направленной на обеспечение национальной безопасности, и готовы оказывать научную, методическую и практическую поддержку.


ЗАКОН УКРАИНИ

ПРОЭКТ!

О проведении исследования с применением полиграфа
по определенным категориям должностных лиц
органов государственной власти Украины

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы проведения исследования с применением полиграфа (далее – исследования) относительно определенных категорий должностных лиц органов государственной власти Украины с целью предотвращения и выявления противоправной деятельности таких лиц в интересах Российской Федерации, признанной Верховной Радой Украины государством-агрессором, государством- оккупантом и государством-террористом, а также Республики Беларусь, являющейся участником Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией.

Статья 1. Основные принципы проведения исследования

  1. Исследование состоит в проведении безвредного для жизни и здоровья человека тестирования с использованием полиграфа – многоканального устройства, отвечающего требованиям, установленным ДСТУ и предназначенного для регистрации и записи в реальном времени показателей эмоционального напряжения лица, возникающего как реакция на информацию в виде слов, изображений и т.д. с целью проверки достоверности информации, уведомленной лицом, в отношении которого проводится исследование.
  2. Исследование проводится на основе добровольности, правомерности, беспристрастности, научности, комплексности и всестороннего обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
  3. Добровольность исследования предусматривает проведение исследования только по добровольному согласию объекта исследования при отсутствии у него медицинских противопоказаний для проведения исследования.

Список медицинских противопоказаний для проведения исследования и способ их подтверждения определяет центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Отказ должностного лица, предусмотренного статьей 2 этого Закона, от проведения исследования не является основанием для принятия в отношении такого лица каких-либо правовых или организационных мер, не предусмотренных этим Законом.

Отказ кандидата на занятие должности, предусмотренной статьей 2 этого Закона (кроме определенных пунктом 1 части первой), от проведения исследования может служить основанием для отказа в рассмотрении его кандидатуры, если это предусмотрено законом, которым установлен порядок назначения на соответствующую должность.

4. Правомерность исследования означает, что исследование проводится только в пределах определенного круга вопросов, относящихся к предмету исследования, о чем специалист-полиграфолог сообщает объекту исследования.

  1. Научность исследования означает, что исследование проводится специалистами, имеющими второй (магистерский) уровень высшего образования, на основе и с применением научно-обоснованной и апробированной методологии его проведения.
  2. Беспристрастность исследования предполагает беспристрастное отношение специалиста-полиграфолога к лицу, относительно которого проводится исследование.
  3. Комплексность исследования требует от специалиста-полиграфолога использования всех имеющихся методических возможностей, применяемых при исследовании, для обеспечения полной и всесторонней обоснованности выводов исследования.
  4. Всестороннее обеспечение прав и свобод человека и гражданина предполагает информирование личности о целях и направлениях исследования, а также его право отказаться от исследования на любом этапе его проведения.

Статья 2. Должностные лица, по которым проводится исследование (лица, по которым проводится исследование)

Исследование проводится относительно:

  • народных депутатов Украины;
  • Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины, а также министров, руководителей центральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Кабинета Министров Украины, их первых заместителей, заместителей , государственных секретарей министерств, руководителя Офиса Президента Украины и его заместителей;
  • Генерального прокурора, руководителя Национальной полиции, директора Государственного бюро расследований, директора Бюро экономической безопасности Украины, директора Национального антикоррупционного бюро Украины, председателя Государственной таможенной службы, председателя Государственной миграционной службы Украины, их первых заместителей, заместителей;
  • Главнокомандующего Вооруженными силами Украины, начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины; командующего объединенными силами Вооруженных сил Украины, командующих видов и отдельных родов войск (сил) Вооруженных сил Украины, командующих (начальников) органов военного управления, командиров соединений, Председатели Службы безопасности Украины, руководителей разведывательных органов, начальника Управления государственной охраны Украины, начальников областных и городских военных администраций, их первых заместителей, заместителей, а также должностных лиц этих органов, имеющих воинское звание высшего офицерского состава;
  • судей Конституционного суда Украины;
  • судей Верховного суда;
  • членов Высшего совета правосудия;
  • членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
  1. Исследование также проводится в отношении кандидатов на должность, предусмотренных частью первой этой статьи, кроме лиц, избираемых путем выборов.

Статья 3. Направления проведения исследования

  1. Исследование проводится для получения условной и ориентировочной информации о наличии в деятельности лица, в отношении которого проводится исследование таких обстоятельств, в том числе в прошлом:
  • нахождение на агентурной связи в спецслужбе Российской Федерации и/или Республики Беларусь;
  • сотрудничество с представителями Российской Федерации и/или Республики Беларусь в любой другой форме для обеспечения интересов этого государства и причинения вреда Украине;
  • осуществление коллаборационной деятельности и/или пособничества в Российской Федерации;
  • наличие гражданства Российской Федерации, гражданства (подданства) любого другого государства или документа, выданного уполномоченными органами соответствующего государства, о том, что объект исследования приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины;
  • разглашение представителям Российской Федерации и/или Республики Беларусь сведений, являющихся конфиденциальной, тайной или служебной информацией;
  • несанкционированное распространение информации о направлении, перемещении оружия, вооружения и боевых припасов в Украину, движении, перемещении или размещении Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, других составляющих сектора безопасности и обороны Украины, а также другой информации, составляющей государственную тайну;
  • наличие связи с лицами, осужденными за преступления против основ национальной безопасности Украины или которым в установленном законом порядке уведомлено о подозрении о совершении таких преступлений.

Статья 4. Порядок и субъекты проведения исследования

  1. Порядок проведения исследования утверждается Кабинетом Министров Украины с учетом требований этого Закона и правового статуса должностных лиц, подлежащих исследованию.
  2. Исследование проводится независимыми специалистами, которые избираются путем жеребьевки среди полиграфологов, которые являются гражданами Украины, имеют полное высшее образование по степени магистра и последипломное образование по направлению «полиграфология», и являются членами (участниками) Всеукраинских профессиональных ассоциаций полиграфологов с обязательным присутствием под время проведения исследования по одному представителю Службы безопасности Украины, каждого из разведывательных органов, Национального агентства по предотвращению коррупции.

Статья 5. Результаты исследования

  1. Результаты исследования конфиденциальны и не подлежат обнародованию.
  1. Результаты исследования используются Службой безопасности Украины и разведывательными органами Украины исключительно как один из источников информации вероятного характера, подлежащего использованию при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны Украины.
  2. Результаты исследования не являются основанием для принятия решения об освобождении лица от должности (прекращения его полномочий), принятия решения об отказе лицу в должности или для участия в конкурсе или выборах, если иное не предусмотрено этим и другими Законами Украины.
  3. Результаты исследования не могут быть основанием для инициирования уголовного производства или производства по делу об административном правонарушении.
  4. Информация о должностных лиц, отказавшихся от проведения исследования публичной информацией и обнародуется на официальных информационных ресурсах соответствующего органа государственной власти в течение 3-х дней с момента такого отказа.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Кабинета Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу этого Закона:
  • разработать порядок проведения исследования;
  • обеспечить принятие нормативно правовых актов, необходимых для реализации этого Закона.
  1. Очередность и сроки проведения исследования оговариваются уровнем потенциальных угроз, связанных с деятельностью должностных лиц, определенных статьей 2 этого Закона, и осуществляются:
  • в первую очередь: Председатель Верховной Рады Украины, первый заместитель, заместитель Председателя Верховной Рады Украины; председателя комитетов Верховной Рады Украины, члены Комитета Верховной Рады Украины к предмету ведения которого отнесены вопросы национальной безопасности, обороны и разведки; должностные лица, установленные пунктами 2, 4 части 1 статьи 2 этого Закона – не позднее чем через 2 месяца с момента вступления в силу этого Закона;
  • во вторую очередь: должностные лица, установленные пунктом 1 (кроме определенных подпунктом 1) пункта 2 Заключительных положений этого Закона) и пунктом 3 части 1 статьи 2 этого Закона – не позднее чем через 3 месяца с момента вступления в силу этого Закона;
  • в третью очередь: должностные лица, установленные пунктами 5, 6, 7, 8 части 1 статьи 2 этого Закона – не позднее чем через 4 месяца с момента вступления в силу этого Закона.
  • Кабинета Министров Украины через два месяца со дня вступления в силу этого Закона проинформировать Верховную Раду Украины о состоянии исполнения этого Закона.

#вапдіє